Другие слова

Синонимы к слову «юм», подобрать синонимы

1 синоним
философ

Что значит «юм», значение

3 значения

Юм — (Hume) Аллан Октавиан (1829-1912) - англичанин, участник индийскогонационального движения, один из основателей и руководителей Индийскогонационального конгресса. (Большая Советская Энциклопедия, БСЭ)

Юм — Дейвид (1711-76) - шотландский философ, историк, экономист. В "Трактатео человеческой природе" (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке "впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективныйхарактер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциацииидей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделялтрудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма - один из источниковфилософии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма. (Hume) Дейвид (26 апреля 1711, Эдинбург - 25 августа 1776, там же), шотландский философ иисторик. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традициипозитивизма, а в 20 в. - на развитие аналитической философии. Жизнь итруды Учился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговойфирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд -"Трактат о человеческой природе" (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, "Трактат" не вызвал интереса у широкойпублики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имелиуспех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-запротиводействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасногоскептика и даже атеиста. В 1748 выходит "Исследование о человеческомпознании", в 1751 "Исследование о принципах морали" - переработанные исокращенные варианты первой и третьей книг "Трактата". Приблизительно вэто же время написаны "Диалоги о естественной религии", опубликованныепосмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы. Работа вкачестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юмувозможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной "Истории Англии" (1754-62). В 1757 была опубликована "Естественная историярелигии". Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качествеличного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться сфранцузскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм былпомощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма "Мояжизнь" было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом. Учение об опыте В "Трактате" и в "Исследованиях" Юм говорит о необходимостисовершенствования "моральной философии" как универсальной науки очеловеке, которой, в отличие от "естественной философии" (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой. В духе сенсуализмаисточником знания Юм считает опыт, складывающийся из "восприятий" (perceptions), которые Юм разделяет на "впечатления" и "идеи". Впечатленияотличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственногоопыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеисуть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеиразделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и имсоответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципеассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идейобразуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: посходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболеераспространенный тип - по причинности. Юм предлагал отказаться от идеисубстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критикетакже и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юмасоздаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как "связка илипучок... различных восприятий". Вслед за Беркли он заменяет абстрактныепонятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с яркихчувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделениепервичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что всекачества имеют чувственно-субъективный характер. Идея причинности В центретеоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т. е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой:каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится впричине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности неможет быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, аимеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источникомкоторой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идеюнеобходимой связи причины и действия. Таким образом, "необходимость естьнечто существующее в уме, а не в объектах...". Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение "критической философии" Канта. Аффекты. "Симпатия"Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а неразум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либоаффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит наспокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь илиненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффектсимпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результатевоображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающегоопределенные душевные переживания. Этика Подчеркивая важнейшую рольчувственности в морали, Юм стоял на позиции этическогоантиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозногообоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралистыне объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итогеобусловливаются психологическими особенностями людей. В его ученииутилитаризм сочетается с альтруизмом. Философия религии В "Естественнойистории религии" Юм показывал укоренность религиозных представлений вособенностях "природы человека". Он считал, что монотеизм не был раннейрелигией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, аотнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относилсяон и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий былиреальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметомвосхищения народа. В знаменитой главе "О чудесах", включенной в"Исследование о человеческом познании", он доказывал, что описаниявсевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудескак таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собойнарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл"естественной религией", в основе которой лежит допущение непознаваемойвысшей причины. Сочинения:Сочинения: В 2 т. М., 1996.Inquiries concerningthe Human Understanding and concerning the Principles of Morals / Ed. byL. A. Selby-Bigge. Oxford, 1975.Treatise of Human Nature / Ed. by L. A.Selby-Bigge. Oxford, 1978. Литература:Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма. М., 1905-11. Ч. 1-2. Нарский И. С. Философия Давида Юма. М.,1967.Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958.Jedynak S. Hume.Warszawa, 1974.Ayer A. J. Hume. Oxford, 1980. А. Ф. Грязнов"АНИТЕ" (L Humanite) - французская еженедельная газета, с 1920 центральный орган Французской коммунистической партии (в 1904-1920 орган Социалистической партии), Париж. Основана Ж. Жоресом. (Большая Советская Энциклопедия, БСЭ)

Юм — м. более мн. юмы, груды, ряды обжигаемого кирпича. (словарь В. Даля)